Рубрика:

Поделиться:

Время прочтения: 

Как быстро научить ребенка читать?

А вы знали, что дети учатся читать в среднем в течение двух лет.

Долго? А вот и нет. Так как научить ребенка быстро читать?

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Не вдаваясь в подробности развития коры головного мозга, скажу, что как бы ни старались родители вырастить из своего чада новоиспеченного вундеркинда, начинать обучение чтению следует не раньше 5 лет. О том, что должен знать ребёнок к 5 годам, читайте в нашей статье

К этому возрасту ребенок в достаточной степени овладевает родным языком, способен удерживать внимание и готов к восприятию таких абстрактных понятий как буквы.

Интересно, но факт, дети, начинающие знакомство с чтением в возрасте 5 лет – легче и быстрее осваивают этот процесс, более заинтересованы чтением, имеют меньше сложностей, чем их ровесники, начинающие читать в более позднем возрасте.

Сам процесс обучения имеет несколько этапов:

1.  Знакомство с буквами. 

Это в первую очередь зрительное восприятие. Каким бы простым не казался для нас взрослых этот процесс, для ребенка – это совершенно новая задача. Раньше он видел стол и говорил, что это стол, называл конфету – видел ее, трогал, пробовал на вкус. 

Что же можно сделать с буквой? Это просто непонятные абстрактные палочки, которые почему-то называются «п» или «м». Что такое «п», и что такое «м»? Мало того, что это не потрогаешь, не пощупаешь и не попробуешь, так это еще и нужно запомнить! 

Сам процесс запоминания букв может произойти достаточно быстро, но это вовсе не означает, что ребенок легко перейдет к чтению. Малыш в силу хорошей памяти может запомнить очертание букв, но следующий этап потребует более тщательной работы.

2.  Послоговое чтение. 

Вот здесь так просто не запомнишь все варианты сочетания букв и звуков, нужно понимание и более глубокая работа, которая приведет к достаточно беглому чтению слов и предложений. В этот период также продолжается изучение звукобуквенного состава слов: мягкие, твердые, глухие, звонкие, ударение, интонация, разбивка на слоги.

3.  Третий этап – это понимание прочитанного. 

Чтение нам нужно не для скорости, а для того, чтобы ребенок смог извлечь из печатного текста нужную информацию. Именно это и составляет главную проблему большинства учеников начальной школы. По стандартам образования к 4 классу дети должны уметь представить полученную информацию в виде схем и таблиц, а не просто прочитать ее быстро, и даже не просто суметь пересказать. 

4.  Четвертый этап, который также должен быть освоен к концу начальной школы – это умение дать оценку прочитанному: высказать свое мнение не в формате «нравится – не нравится», а дать небольшой анализ, изложить мысли, объяснить почему.

Таким образом, чтение – это не только умение прочитать печатный текст, это целый набор навыков. 

Почему же мы говорим о двух годах дошкольной подготовки? 

Все очень просто. Если взглянуть на современные программы обучения, то можно найти почасовой план. Примерно 36 часов выделено на букварный период – за 36 часов дети, которых часто больше 30 человек в одном классе, должны освоить буквы, перейти к слоговому чтению, разобраться в звуковом анализе, научиться различать гласные и согласные, ставить ударение, разбивать на слоги.

За 36 часов! Если взять во внимание моменты дисциплины, организационные вопросы, дополнительные учебные задачи – этого времени катастрофически не хватит для формирования навыка чтения. 

На постбукварный период выделяется уже 16 часов. Что можно успеть за это время? Только повторить то, что уже знаешь.

Сравним процесс формирования навыка чтения со строительством дома. Можно ли заложить фундамент и на следующий день начать строить высокий многоквартирный дом? Вряд ли вы выберете для себя такое жилье. Для того, чтобы получить крепкое, надежное строение, потребуется ни один месяц подготовительных работ.

Или возьмем к примеру фигурное катание, представьте, что ребенок, ни разу не надевавший коньки, через 36 часов занятий должен выдать тройной тулуп. Реально ли это? Нет! Долгие часы тренировок, скрупулезная отработка каждого элемента и только потом какой-то результат.

Так и с чтением. Невозможно пропустить, проскочить какой-то этап. Каждый момент требует серьезной работы.

В старых методичках, по которым учились дети царских семей, было одно высказывание, с которым я согласна на 100 %:  обучение состоит не в правилах, а в упражнениях. 

Показать ребенку, что это буква «п» и далее весь алфавит можно за один урок, но, чтобы научиться читать, нужно много упражняться. 

Чтение – это формирование новых нейронных связей у ребенка. Чтобы эти связи стали постоянными, крепкими, родными для мозга малыша, должно пройти время, нужна постоянная практика, различные задания, упражнения. И как выяснили ученые, на это требуется в среднем около двух лет.

Только тщательно поработав с каждой буквой, прочитав миллион раз слоги, освоив быстрое чтение слов и предложений, можно требовать от ребенка понимания и пересказа, а уж затем и оценивания прочитанного.

Конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях. Период прохождения этапов чтения может разниться. Однако, это уже забота педагога, ведущего подготовку: индивидуальные задания, разноуровневые упражнения, различные варианты отработки – все это не только создаст надежную базу знаний и уверенности у ребёнка, но и сформирует среду с опережающим развитием, которая послужит дополнительной мотивацией для вашего малыша.

Помимо навыков чтения подготовка к школе включает в себя и другие дисциплины: математика, письмо, логика, окружающий мир. И если ребенок приходит на занятия за год до школы, или того позже, будьте готовы к более поверхностному изучению каждого аспекта.

В Центре Развития «Мои Мечты» курс «Скоро в школу» рассчитан на два года обучения. Это наиболее оптимальный вариант для будущих первоклассников: игровой формат здоровьесберегающей методики, комфортный темп без перегрузок, тщательная отработка и доведение навыков до автоматизма, комплексная подготовка с учетом требований современной школы.

Более подробно ознакомиться с программой курса «Скоро в школу», узнать расписание и стоимость, записаться на консультацию и пробное занятия – можно на главной странице сайта.

Автор статьи: 

Оксана Малькина, специалист по работе с детьми ЦР «Мои Мечты»
info@moi-mechty.ru
+7 (937) 299-64-14
Р. Татарстан, г. Набережные Челны, пр-т Чулман, д.19, оф. 5
Диагностическое занятие
Copyright © Центр Развития "МОИ МЕЧТЫ"