«Все побежали, и я побежал». Как бы не смешно звучала эта фраза, но иногда она отражает то, что в реальности происходит на уроках.
Когда ребенок не понимает, что от него хочет учитель, он всегда может подглядеть за другими, подсмотреть у соседа, списать, делать также, как его одноклассники.
И хорошо, если это просто период адаптации, пройдя который, малыш научится понимать и слышать педагога, и самостоятельно выполнять нужные действия.
А что если такая манера поведения войдет в привычку? Согласитесь, это очень привлекательно, когда не нужно лишний раз напрягаться и думать! В группе много детей, учитель не заметит, ребенку не хочется отставать и казаться глупее.
Часто и сами родители не способствуют проявлению самостоятельности и организованности ребенка: портфель собрали, что нужно сделать - продиктовали, потом проверили, физкультурную форму положили, про перекус сто раз напомнили, да еще и учителю наказ дали, чтобы следил за Петенькой.
Как в такой атмосфере научиться нести хоть какую-то ответственность?
Хотим мы этого или нет, но наши дети станут взрослыми, и умение самостоятельно контролировать происходящее вокруг не свалится в виде подарка к восемнадцатилетию. Поэтому наша задача подготовить ребенка к любому жизненному этапу.
В период активного распространения онлайн обучения многими педагогами и психологами была выявлена интересная закономерность. Дети, регулярно посещающие онлайн занятия, отличаются большей степенью организованности, они в состоянии контролировать время, быстрее реагируют на поставленные учителем задачи, чаще нацелены на поиск самостоятельного решения и не ждут надзора со стороны педагога.
К навыкам, о которых говорят специалисты относятся следующие умения:
- управлять своим вниманием;
- действовать по образцу;
- понять учебную задачу;
- планировать;
- самоконтроль.
Почему так происходит?
Все очень просто. Онлайн формат предполагает больший объем самостоятельности в любом возрасте.
Давайте на простых примерах из жизни. У ребенка онлайн урок, понятно, что компьютер дошкольнику включит мама, но затем мама уйдет, и ребенок останется один на один с педагогом на экране. У него не будет возможности подглядеть за соседом, списать, подсмотреть. Таким образом, повышается концентрация внимания. Ребенок вынужден сосредоточиться на занятии, внимательно выслушать задание и приступить к выполнению.
Еще пример. Педагог на онлайн занятии просит обратить внимание на какой-то предмет на экране, достать карандаши или назвать букву в правом нижнем углу. Ребёнок сам должен понять задание и выполнить его, он сам становится активным участником урока, не ждет, когда подойдет учитель и ткнет пальцем на нужное упражнение или поднесет карандаш.
Третье, поскольку нет живого окружения: нет педагога, который может стоять, как надзиратель, и следить за выполнением, нет одногруппников, которые могут мешать, отвлекать, либо, наоборот, выполнять быстрее, тем самым подавляя мотивацию, ребенок находится в более комфортных психологических условиях. У него есть время прийти к результату самому. Он самостоятельно может выбрать темп своей работы, выстроить свой режим и достигать результата в подходящем для него ритме. Если это происходит на этапе подготовки к школе, то, конечно, педагог будет следить за наращиванием темпа работы, но произойдет это более мягко и с упором на личностные качества.
Дети, регулярно занимающиеся онлайн, быстрее улавливают течение времени, легче приступают к выполнению домашних заданий, быстрее учатся простым навыкам самообслуживания (подготовить все нужное к уроку, найти задание, спланировать действия).
Таким образом, онлайн занятия решают многие вопросы, связанные с дисциплиной и самоорганизацией ребенка. Это щадящий тренажер самоконтроля и ответственности для будущего первоклассника. Позволить ребенку решать вопросы, связанные с обучением, самому – лучшее решения для воспитания активного и инициативного взрослого.